Как правильно заниматься и сколько?

Несмотря на то, что существует некий свод общих правил и рекомендаций «как надо и как не надо» строить домашние занятия, хотелось бы подчеркнуть, что все мы очень разные, и то, что работает для одного музыканта, может не работать для другого. Например, выдающийся пианист Святослав Рихтер никогда не играл гамм и упражнений, но в это же время еще один гений фортепиано — Сергей Рахманинов, таких вольностей себе не позволял и играл гаммы всю свою жизнь.
Значит ли это, что мы можем позволить себе такую же свободу выбора — решать вам. Но!

Начинать домашние занятия необходимо с разыгрывания, разминки. Это не обязательно должны быть гаммы, упражнения, это могут быть фрагменты из произведений, которые вы в данный момент разучиваете или когда-то учили.  Вы можете даже ‘поиграть’ с ними, немного изменив ритм, расставив иначе акценты, аппликатуру (проще говоря, сыграть другими пальцами). Разыгрываться необходимо по той же причине, по которой мы всегда начинаем фитнес-тренировку с разминки. Чтобы разогреть мышцы и настроить себя на плодотворную работу. Чтобы, когда вы приступите к работе над конкретной пьесой, ваши руки, пальцы были податливыми и адекватно реагировали на сигналы , поступающие из вашего мозга. 🙂 Играть нужно крепкими пальцами, внятным звуком. Лучше громко, медленно и четко, чем быстро, смазанно и неритмично.

Не стоит играть произведение (песню) от начала до конца 20 раз подряд в надежде на то, что оно наконец зазвучит. Вы тратите время впустую и даже, скорее всего, делаете хуже. Начинать занятие стоит с работы ‘по кусочкам’, разделить материал на разделы и отрабатывать каждый некоторое время (тут уже зависит, на сколько хватит вашего позитивного настроя). Отдельно поучить по 5 (10, 20,100) раз сложные места, какие-то неудобные переходы, позиции (вы и сами знаете, где у вас проблемки) . Опять-таки, играем ярким звуком, чувствуем контакт со струной, то, как наш палец эту самую струну натягивает (немного напрягается, затем расслабляется), т. е. стараемся не заниматься вялыми, ленивыми, ватными пальцами. И только потом собираем произведение и проигрываем от начала до конца, уже не останавливаясь на ошибках, фокусируясь на общей задаче, образе, едином темпе, выразительности. Если времени у вас совсем мало, просто позанимайтесь над проблемными местами 10 минут — это принесет больше пользы, чем если вы те же 10 минут будете гонять пьесу от начала до конца.

Старайтесь делить занятие, делать перерывы на кофе или какаушко, в общем, что-то  приятное вашей душе. Лучше и эффективней позаниматься 2 или 3 раза в день по полчаса или часу, чем один раз сидеть упорно час за часом, пытаясь удержать внимание на том, что творят ваши пальцы, и отвлечься от мыслей о  ноющей пятой точке или затекшей ноге. 🙂

Конечно, в идеале заниматься нужно каждый день. Если время позволяет, то час-два в день правильных занятий — и вы увидите результат очень скоро. Но. Пожалуйста, не издевайтесь над собой. Если сегодня вы не в духе и мысль о занятии вызывает у вас желание разбить инструмент о стену, займитесь чем-то другим. Попейте чайку, примите ванну или поизучайте наш ukulele.by инстаграм — пользы для вашего здоровья будет больше. Если такое состояние у вас наблюдается изо дня в день, возможно, стоит что-то изменить — поискать другого преподавателя, вдохновить себя просмотром выступлений крутых музыкантов или даже попробовать сменить инструмент, заняться вокалом можно в конце концов, пойти на танцы или курсы японского.

Обязательно следите за тем, как сидите во время занятий (осанка, положение рук), за свободой в ощущениях и движениях, за мимикой (не напрягайте мышцы лица в борьбе со сложным пассажем), дышите глубоко, расслабьте плечи!

Хвалите себя и радуйтесь даже маленьким успехам. Не расстраивайтесь, если после недели каждодневных занятий вам кажется, что результат остался ровно на том же уровне. Бывает такое, что неделями одно и то же сложное место никак не выходит, а когда вы потеряли надежду, отчаялись и решили, что вы просто бездарность — вдруг оно (это самое коварное место) вам поддалось и зазвучало. В целом, это как с тем же фитнесом: если у вас не было крепкого пресса, вы же не ждете, что у вас проявятся кубики через неделю занятий? 🙂 Или что вы сядете на шпагат за 2 недели, если будете каждый день заниматься растяжкой. Дайте себе время и сравнивайте себя и свои успехи только с собой вчерашним, а не с успехами Святослава Рихтера или Джейка Шимабукуро.

И напоследок. Конечно, большое значение имеют ваши природные данные, но отличные данные — не залог успеха. И, наоборот, если вам кажется, что вы как-то ‘зажаты’, вам тяжело дается освоение новых техник и приемов — это не значит, что вы будете плохо играть. Если вы терпеливо будете выполнять рекомендации учителя (желательно к каждому уроку, маленькими шажками) — то результат будет более впечатляющим, чем от результатов ‘более способного и талантливого’ ученика, который дома почти не занимается. Это из многолетнего опыта работы с учениками 🙂 

Так что забудьте, что вам кто-то когда-то на ухо наступил или наоборот, что вы поете как соловушка и пальцы у вас музыкальные, как у Ференца Листа. Лучше  отложите-ка телефон и идите уже заниматься!

😄

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *